История неуспеха

Microsoft окружает несметное количество самых разнообразных мифов. Если избавиться от них, откроется довольно неожиданная картина. Самый устойчивый миф - это миф о непобедимости Microsoft. И ненавистники Билла Гейтса, и поклонники едины во мнении: у Microsoft хватит денег и умения, чтобы добиться чего угодно. Однако не так страшен чёрт, как его малюют.

Количество продуктов, выпускаемых Microsoft, не поддаётся подсчётам. Удачные проекты можно пересчитать по пальцам. Около 80% прибыли компании приходится на Office и Windows. Это - две самые очевидные победы Microsoft. К ним можно было бы добавить Internet Explorer, однако Internet Explorer распространяется бесплатно, так что его тяжело назвать коммерческим успехом.

Впрочем, цифры говорят сами за себя.

Microsoft Office

Первая версия датирована 1989 годом. Текущей является версия Office XP, вышедшая в свет 31 мая 2001 года. В настоящее время MS Office представляет собой набор интегрированных высокоэффективных, и при этом относительно простых в использовании программных пакетов для офисной работы. Наиболее часто используемыми приложениями являются текстовый редактор Word, редактор таблиц Excel, а также почтовый клиент Outlook.

Office XP представляет собой крупнейший успех Microsoft, о чём наглядно свидетельствуют цифры: за первый год существования Office XP было продано 60 миллионов лицензий на этот пакет - в два раза больше, чем, например, Office 2000. Другие направления, в которых работает Microsoft, редко могут похвастаться подобным успехом.

За четвертый квартал 2002 финансового года подразделение Information Worker, выпускающее пакет MS Office, получило операционную прибыль в размере 1,88 млрд. долл. при доходах около 2,41 млрд. долларов.

Microsoft Windows XP

Windows называют флагманским продуктом Microsoft. Текущая версия - Windows XP. Наиболее убедительным показателем успешности того или иного программного решения являются результаты продаж в первые несколько дней после выхода широко разрекламированного продукта. Microsoft не раз заявлял, что Windows XP - это самая важная версия Windows со времён Windows 95. И что же получилось?

Windows XP вышла в конце октября, и за первые несколько дней (по первое ноября включительно) было продано 400 тысяч копий (в том числе, по предварительным заказам). В следующем месяце реализовано 250 тысяч "коробочных" копий новой операционной системы. Это больше, чем в случае Windows ME, однако эти результаты, мягко говоря, значительно уступают 580 тысячам копий Windows 98, проданным в первый месяц существования системы и 350 тысячам в последующие 30 дней.

Старт был не слишком удачным. Очевидно, что в Microsoft ожидали от Windows XP большего. Однако вторая половина девяностых миновала, и бум ИТ-индустрии закончился. Вероятно, именно он был истинной причиной успеха Windows 98.

За год существования Windows XP по всему миру были реализованы 67 млн. лицензионных копий новой ОС (данные на конец октября 2002 года). К концу третьего квартала 2002-2003 финансового года продано 90 миллионов копий этой операционной системы. По собственным данным, корпорация Microsoft израсходовала на исследования и разработки 3,77 миллиарда долларов в 2000 году, 4,38 миллиарда - в 2001, и 4,31 миллиарда в 2002 году соответственно.

Web TV

В Microsoft не верили в Интернет. В Microsoft ошибочно считали, что будущее - за интерактивным телевидением. Этот просчёт обошёлся компании дорого: чтобы спасти положение и вытеснить Netscape с монополизированного им рынка веб-браузеров, рынок веб-браузеров пришлось фактически уничтожить. Но это случилось позже. К 1997 году стало ясно, что Интернет игнорировать нельзя, однако Microsoft продолжал цепляться за ошибочные идеи.

WebTV - таково было название независимой компании, купленной в 1997 году за 425 млн. долларов. WebTV предоставляла услуги комбинированного интерактивного телевидения с доступом в Интернет с помощью специализированных телевизионных приставок. Ожидалось, что эта технология обойдёт по популярности традиционный "компьютерный" доступ к Интернету. В марте 2001 года сохранявшая остатки самостоятельности компания была переведена в подчинение подразделения MSN (Microsoft Network), а в середине лета "торжественно" переименовала сервис в MSNTV. Под этим названием сервис действует и поныне. MSNTV позволяет работать с Интернетом исключительно через сеть MSN. В то время число абонентов WebTV составляло около 1 миллиона человек и какой-либо рост в течение некоторого времени отсутствовал.

По большому счёту, проект оказался полностью провальным. Однако идея пересадить домашних пользователей на некое упрощённое устройство продолжает жить. Сейчас она воплотилась в XBox - громкой попытке потеснить Sony на рынке игровых приставок.

XBox

Игровые приставки - лакомый кусок, мимо которого Microsoft пройти не могла. Электронные развлечения стали серьёзным бизнесом. Успешная игра способна принести не меньше прибыли, чем кассовый голливудский блокбастер. При этом тенденции очевидны: игры для персональных компьютеров продаются всё хуже, а игровые приставки, несмотря на всю свою ущербность, напротив, на подъёме. И лидер тут один: Sony со своей уже не слишком свежей, но по-прежнему отменно продающейся приставкой Playstation 2.

Прорваться на этот рынок непросто, и Microsoft потратил на это немало сил. Вложенные в XBox средства исчисляются миллиардами долларов. Запланированные убытки подразделения домашних и развлекательных систем Microsoft в 2002 году составили 750 млн. долларов. В 2003 году Microsoft планирует 1,1 млрд. долларов убытков.

Деньги пошли на пользу? Нет. Несмотря ни на что, XBox сильнейшим образом отстаёт от Playstation 2. Суммарный объём мировых продаж Playstation 2 составил к началу года 50 млн. штук, причём только за ноябрь и декабрь 2002 года и только в США было продано 4 млн. приставок. Microsoft за почти полтора года продаж XBox удалось продать лишь 8 млн. устройств. Особенно наглядно фиаско Microsoft заметно в Юго-восточной Азии. За первые три месяца в Южной Корее было продано всего лишь 20 тысяч штук Xbox'ов! Руководитель Sony Нобуюки Идеи в интервью снисходительно сообщает, что вообще не считает Microsoft угрозой.

Между тем, есть информация, что новая версия Windows будет особым образом приспособлена для компьютерных игр. С точки зрения пользователя, компьютер с установленным Longhorn'ом будет слабо отличим от приставки. Вероятно, это признак того, что Microsoft уже готовит для себя пути отступления.

Pocket PC

Свою первую операционную систему для карманных компьютеров Windows CE 1.0 корпорация Microsoft выпустила в 1996 г. Тогда компания планировала составить конкуренцию стремительно набиравшим популярность КПК Palm Pilot. Первая версия Windows CE была предназначена для клавиатурных КПК, а ее интерфейс, в целом, повторял интерфейс Windows 95.

Однако интерфейс настольной версии Windows оказался неудобным для портативных устройств, а популярность КПК с сенсорным вводом была значительно выше популярности клавиатурных моделей. Поэтому ни Windows CE 1.0, ни Windows CE 2.0 внимания покупателей так и не привлекли. Следующую версию сделали максимально похожей на Palm OS. Windows CE 3.0 существует в вариантах сразу для трёх различных платформ: Pocket PC для КПК с сенсорным вводом, Handheld PC для клавиатурных КПК и Mobile Phone для смартфонов.

Это помогло, но догнать Palm так и не удалось, хотя, казалось бы, КПК на базе Pocket PC куда привлекательнее: большой цветной экран, звук, мультимедийные возможности... Но и чрезмерный вес, размеры, стремительная скорость разрядки аккумуляторов и дороговизна. Минусы в глазах потребителей по-прежнему перевешивают плюсы. К настоящему моменту устройства на базе PocketPC смогли захватить 20% рынка. По итогам 2002 г. агентство Gartner отметило небольшое падение доли PocketPC и небольшой рост доли устройств на базе PalmOS - главным образом, за счет успеха продукции Sony.

Тем временем, выходит Windows CE 4, более известная как Windows CE .Net. Она позиционируется не только на рынке КПК и сотовой телефонии, но и в качестве платформы для самых разных устройств от промышленного оборудования до телевизионных приставок.

SQL Server

SQL Server - реляционная система управления базами данных, созданная Microsoft. Первая версия вышла в 1989 году. Это был результат совместной работы Microsoft и Ashton-Tate. В 1992 году появилась первая версия продукта с поддержкой Windows. Текущая версия - SQL Server 2000 (предыдущая носила индекс 7.0).

Репутация MS SQL Server ограничивает его использование в крупных компаниях и в интернете. Существует мнение, что по производительности и надёжности он отстаёт от "серьёзных" СУБД, таких как Oracle или DB2. По данным на ноябрь 2002 года SQL Server находился на третьем месте среди СУБД, с долей в 16,3%. На первом месте - продукция IBM, Oracle 9i - на втором. Только в Windows-сегменте SQL Server 2000 стал лидером, захватив долю приблизительно в 40%. По итогам второго квартала 2002-2003 финансового года, прибыль от продаж SQL Server выросла на 40%.

Финансовый квартал завершился 31 декабря 2002 года. А в конце января случилась эпидемия SQL-червя Slammer, который за считанные минуты значительно замедлил скорость всей Сети и буквально отключил от Интернета всю Южную Корею. Он использовал известную с прошлого года дыру в SQL Server. Более эффектную демонстрацию ненадёжности MS SQL Server сложно придумать. Чтобы оправиться от такого удара (который, безусловно, скажется на продажах) придётся приложить усилия.

Outlook Express

Не следует путать Outlook Express, бесплатный почтовый клиент, прилагающийся к каждой копии Windows, и Outlook, входящий в состав MS Office. Последний - это мощный органайзер, аналоги которого можно пересчитать по пальцам. Именно его распространённость тормозит распространение альтернативных офисных пакетов, даже если те прекрасно поддерживают все форматы файлов MS Office. Однако, речь не о нём.

Internet Explorer и Outlook Express - это, пожалуй, две наиболее распространённые программы для работы с интернетом. Способ завоевания популярности у них был один - распространение вместе с Windows. Итог: Outlook Express, наиболее уязвимый для вирусов почтовый клиент в истории, установлен и используется на огромном количестве компьютеров. Денег он Microsoft не приносит, зато служит причиной убытков для множества других компаний.

Согласно результатам исследования, проведённого в конце 2001 года агентством Computer Economics, ряд вирусов, распространявшихся благодаря способности Outlook автоматически запускать вложенные в письма элементы Active X, нанесли многомиллиардный ущерб мировой экономике. В частности, урон от вируса ILoveYou составил 8,750 миллиарда долларов. С конца 2001 года бесчинствуют вирусы семейства Klez, так же использующие уязвимости в Outlook. Такие черви называются почтовыми. По сведениям "Лаборатории Касперского", почтовыми червями являются 95,6% сетевых червей.

Юрий Ильин, Иван Карташев

Опубликовано: 24.4.2003