Как это ни удивительно, каждый цвет, который мы воспринимаем, может быть представлен в виде сочетания трех основных цветов. Многих детей учат в школе, что три главных цвета это синий, желтый и красный. Смешивая эти цвета на палитре, дети создают так называемые второстепенные цвета - зеленый, оранжевый и пурпурный. Если слух устроен так же, то каждую музыкальную ноту можно разложить на три основных тона. Из трех тонов можно составить неплохой гитарный аккорд, но этого мало, чтобы делать рок-н-ролл...
Тем замечательным фактом, что трех цветов достаточно для восприятия всей гаммы, мы обязаны особенности человеческого зрения. В глазу есть три типа конусов - красный, синий и зеленый; по этой причине нам и нужны только три цвета. И это очень практично. Напоминает алфавит. Небольшим количеством букв можно написать любое слово и выразить любую мысль. То же самое и с цветом. С помощью трех цветных люминисцентов монитор компьютера может отобразить, в принципе, любой цвет; принтер может напечатать любой цвет с помощью красок трех разных цветов.
Рассмотрим некоторые практические реализации концепции отображения цветовой гаммы при помощи трех основных цветов. Если не вдаваться в подробности, достаточно сказать, что полную цветовую гамму можно создавать из самых разных наборов базовых цветов, и эти наборы называются цветовыми схемами. Множество цветов в этом случае представляется в виде куба.
Три базовых цвета, в принципе, не уникальны. Теоретически, за основу (базис) пространства цветов можно принять любые три независимых цвета. Однако на практике множества цветов, основанные на двух разных основных наборах, могут оказаться различными. Как правило, остается часть цветового диапазона, которая не может быть представлена через остальные цвета.
Выбор оптимальной тройки базовых цветов зависит от типа физического устройства, которое будет использовано для представления изображения. Монитор использует красный, зеленый и синий люминисценты для создания цветовой схемы, называемой RGB. Принтеры используют циановую, фиолетовую и желтую краски и работают со схемой, называемой CMY. Выбор основных цветов в данных двух случаях объясняется практическим способом отображения цвета. Монитор излучает свет, в то время как краски его отражают. Когда мы направляем луч белого света на поверхность, то, что мы видим, это составляющие белого цвета, которые отразились от поверхности, а не были поглощены краской.
Понимание принципа цветовых схем важно для работы в GIMP по нескольким причинам. Для эффективной цветокоррекции изображения нужно понимать как цвета взаимодействуют друг с другом. Кроме того, рассмотрение различных цветовых компонентов изображения часто бывает полезным в процессе выделения областей и создания масок.
Эта глава состоит из двух основных частей. Первая часть начинается с объяснения основ использования трех цветовых схем: RGB, HSV и CMYK. Схема RGB рассматривается детально. Далее описываются отношения между RGB и HSV. Схема HSV легче для восприятия чем RGB, и она часто используется в GIMP. Хотя GIMP не приспособлен для работы в CMYK, эта важная для подготовки изображений к печати схема также будет обсуждаться.
Во второй части главы мы рассмотрим прозрачность и 16 режимов смешивания цветов в GIMP с позиции цветовых схем. Режимы смешивания это мощный инструмент для комбинирования цветов из различных слоев. Также при помощи режимов смешивания можно контролировать способы нанесения цвета инструментами рисования. Рассмотрение цветовых схем в первой части этой главы очень полезно для понимания механизма смешивания. В последней части мы рассмотрим некоторые практические приемы с применением режимов смешивания.