next up previous
Next: 10.5 Конвертирование в градации Up: 10. Цветовые схемы и Previous: 10.3 Связь HSV и


10.4 Исключающие цветовые схемы CMY и CMYK

Цветной монитор основывается на аддитивной цветовой схеме RGB, поскольку он излучает свет. Бумага и краски это уже совсем другая история. Краски поглощают свет, и поэтому цвет окрашенной поверхности, который мы видим, это цвет той части светового луча, которая отразилась, не будучи поглощенной краской. Если мы смотрим на поверхность, освещенную белым светом и видим циановый цвет, значит красная составляющая светового луча была поглощена, а отразилась только циановая. Точно так же фиолетовая краска поглощает зеленый цвет, а желтая поглощает синий. Таким образом, циановый, фиолетовый и желтый цвета создают исключающую цветовую схему, которая является антиподом схемы RGB. Эта цветовая схема называется CMY по первым буквам английских названий базовых цветов. Если доли основных цветов в RGB схеме равны R, G и B, то доли соответствующих основных цветов CMY-схемы равны (255-R), (255-G), (255-B).

Цветовая схема CMY идеально подходит для работы с печатными изображениями, поскольку соответствует природе цветных красок. Точнее, почти идеально. В принципе, добавление одинакового количества цианового, фиолетового и желтого цветов это то же, что и исключение одинакового количества красного, зеленого и синего. Как нам уже известно, R, G и B, смешанные в одинаковом количестве, создают нейтральный цвет, и это так же верно для одинакового количества C, M и Y. Теоретически, смешение достаточно больших долей цианового, фиолетового и желтого цветов дает черный цвет, а их комбинация в малых количествах создает цвета, близкие к белому. По крайней мере, это так, когда мы печатаем на белой бумаге.

На практике, смешивая циановую, фиолетовую и желтую краски, нельзя получить глубокий черный цвет. В лучшем случае получится грязно-коричневый. Чтобы разрешить эту проблему, принтеры убирают некоторое количество циановой, фиолетовой и желтой красок и заменяют их черной. Такая цветовая схема называется CMYK, и она значительно расширяет диапазоны глубины и тона печатного изображения. В данном случае К в аббревиатуре CMYK обозначает черный цвет.

Какое количество цианового, фиолетового и желтого можно исключить и заменить черным цветом? Поскольку нейтральные цвета состоят из одинаковых долей цианового, фиолетового и желтого, то при рисовании точки изображения можно исключить из C, M и Y одинаковые минимальные доли. То есть максимальная составляющая черного цвета, которую можно добавить, это K = min(C, M, Y), тогда новые значения цветовых компонент будут равны соответственно C - K, M - K и Y - K. Выбор количества черной составляющей, равного минимуму из C, M и Y, является разумным, но не обязательным; можно выбрать любое еще меньшее значение.

Кроме того, что цветовая схема CMYK подходит для печати как соответствующая поглощающим свойствам красок, она имеет и более практичное достоинство. Замена трех цветных компонентов одним (черным) значительно сокращает расход краски при печати. А значит, краска будет высыхать быстрее, и за одно и то же время можно будет отпечатать больше копий изображения.

При коррекции цветов в изображениях, предназначенных для печати, схема CMYK также имеет значительное преимущество перед RGB. Главную роль играет тот факт, что краски охватывают значительно меньший цветовой диапазон (цветовую гамму), чем цветной монитор. Поэтому не слишком разумно посвящать много времени работе с RGB изображением только для того, чтобы потом сконвертировать его в CMYK и отправить на печать. Более чем вероятно, что изображение будет содержать множество цветов, не входящих в цветовую гамму принтера. Если цель работы - создание печатного рисунка, то лучше всего сконвертировать изображение в CMYK до начала действий по цветокоррекции.

К сожалениию, GIMP предоставляет очень мало средств для работы с CMYK. В диалоге функции Разобрать... из меню окна изображения Изображение->Режим, есть опция CMYK, но она практически бесполезна. Чтобы GIMP стал действительно полезен для подготовки изображений к печати, ему не хватает следующего:

Также есть мнение, что эффективным инструментом для подготовки изображений к печати является фиксированная палитра. Впрочем, множество разговоров о колориметрическом анализе, настройке устройств и цветовой системе Pantone, доступных в Adobe Photoshop, могут увести нас в сторону. Реализовать эти системы сложно, и врядли реализация будет надежной. Параметры печати в устройствах наподобие типографских прессов меняются день ото дня, запуск от запуска. В печатном процессе есть множество проблем, которые приводят к изменению цветового баланса, под который так бережно был настроен монитор. Количество наносимых принтерами красок, возможности пресса распределять определенные доли краски по поверхности печати и многие другие внешние и внутренние факторы делают конечный результат печати непредсказуемым. И никакие системы настройки и уникального подбора красок этого не исправят.

В общем, основные камни преткновения, стоящие перед GIMP на пути превращения в жизнеспособный инструмент подготовки печатных изображений, это недостающие возможности, перечисленные выше в списке.


next up previous
Next: 10.5 Конвертирование в градации Up: 10. Цветовые схемы и Previous: 10.3 Связь HSV и
Grigory Bakunov 2003-05-26