next up previous
Next: 11.2.2 Коррекция цвета при Up: 11.2 Коррекция цветового сдвига Previous: 11.2 Коррекция цветового сдвига


11.2.1 Инструмент ``Кривые''

Инструмент ``Кривые'' находится в меню окна изображения Изображение->Цвета->Кривые.

Figure: Инструмент ``Кривые''
\includegraphics[]{eps/img210_gif.eps}

На рисунке 11.8 показаны основные компоненты инструмента ``Кривые''. Как и инструмент ``Уровни'', инструмент ``Кривые'' может быт применен к пяти различным каналам, однако для коррекции оттенков нас в основном будут интересовать Красный, Зеленый и Синий каналы.

Основные элементы этого инструмента это область входных значений, диапазон выходных значений и, изображенная на графике, управляющая кривая. Оси разбиты направляющими линиями на четверти и имеют диапазон значений от 0 до 255. Таким образом в точках пересечения горизонтальной оси с направляющими линиями значения составляют 0, 64, 128, 192, 255 слева на право, то же по вертикальной оси, с низу в верх.

Управляющая кривая представляет отображение области входных значений на диапазон выходных значений. Звучит довольно абстрактно! Что хорошего в отображении входных значений в выходные? Общий ответ в том, что кривая отображающая входные значения в выходные это наиболее мощный инструмент цветокоррекции в GIMP, и на его изучение определенно стоит потратить время. Более подробно об отображении входных значений в выходные и о том, что в этом хорошего - буквально через секунду...

Figure: Добавление и перемещение управляющей точки
\includegraphics[]{eps/img211_gif.eps}

Рисунок 11.9 демонстрирует основную операцию, которую мы будем производить с инструментом ``Кривые'', это добавление контрольной точки к управляющей кривой (рисунок 11.9 (a)) и перемещение этой контрольной точки в новое положение (рисунок 11.9 (b)). Контрольные точки добавляются простым нафатием кнопки мыши на кривой в желаемом месте. Кликнув на точке и удерживая клавишу, можно перемещать точку движением мыши. Если в момент клика курсор мыши не находится на кривой, то контрольная точка будет добавлена на кривую непосредственно над (или под) курсором. При этом добавленная точка автоматически перемещается к месту расположения курсора.

Каждая управляющая кривая по умолчанию имеет две контрольные точки, расположенные на левом нижнем и правом верхнем концах кривой. Эти точки могут перемещаться, также как и точки созданные пользователем. Все контрольные точки, кроме точек по умолчанию, могут быть удалены при нажатии на кнопку ``Reset'' в диалоговом окне инструмента ``Кривые''. Если было добавлено слишком много контрольных точек и вы хотите удалить одну из них, сделать это можно переместив точку за левый или правый край диалогового окна.

Инструмент ``Кривые'' также имеет информационное поле, которое показывает текущие значения координат X и Y курсора мыши на области графика диалогового окна. Это поле расположено в левом верхнем углу области графика, и, как вы увидите, отображаемая там информация необходима для точной цветокоррекции. Но сначала важно получить интуитивное представление о том, как работает инструмент ``Кривые''.

Figure: Изображение с градиентами от тени до полутона и от полутона до света
\includegraphics[]{eps/img212_gif.eps}

На рисунке 11.10 представлен специальный тест, который поможет вам понять как инструмент ``Кривые'' воздействует на изображение. Здесь показаны два градиента, каждый из которых использует половину динамического диапазона градаций серого. Верхний градиент имеет значения от 0 до 127, а нижний - от 128 до 255.

Далее показано, как используется инструмент ``Кривые'' для изменения динамического диапазона этих двух градиентов.

Figure: Улучшение контраста градиента ``полутон-блик''
\includegraphics[]{eps/img213_gif.eps}

Рисунок 11.11 показывает канал ``Яркость'' инструмента ``Кривые''. Контрольная точка размещена в середине кривой и передвинута вниз до положения в четверть ее первоначальной высоты. В начале, пока это была прямая линия, каждое входное значение отображалось в эквивалентное выходное. Однако, кривая изображенная на рисунке 11.11 изменяет это отображение. Теперь входные величины от 0 до 128 отображаются в одну четвертую диапазона, который они занимали до этого. То есть сейчас эти величины сжаты в диапазон от 0 до 32. В то же время входные величины, расположенные в области 128-250 растянуты до диапазона от 32 до 255. Это обозначено на рисунке красными пунктирными линиями, наложенным на диалоговое окно инструмента ``Кривые''.

Это означает, что все точки, которые имели значения от 0 до 128 на рисунке 11.11 теперь занимают диапазон от 0 до 32. Таким образом большинство деталей и контраст между точками, имевшими соседние значения, потеряны. Этот эффект ясно виден на верхнем градиенте рисунка 11.11 (b), который представляет собой результат применения кривой (рисунок 11.11 (a)) к изображению на рисунке 11.10. В то же время точки в области 128-255 теперь занимают расширенный диапазон - от 32 до 255, следовательно контраст этих точек усилен, как вы можете видеть на нижнем градиенте рисунка 11.11 (b).

Figure: Улучшение контраста градиента ``тень-полутон''
\includegraphics[]{eps/img214_gif.eps}

Рисунок 11.12 демонстрирует противоположный эффект. Входные значения из области 0-128 растянуты, а из области 128-255 - сжаты. Эффект показан на рисунке 11.12 (b). Хотя эти два примера иллюстрируют использование канала ``Яркость'', сделанные выводы справедливы для Красного, Зеленого и Синего каналов.

Вывод, который можно сделать из двух приведенных примеров состоит в том, что инструмент ``Кривые'' используется для двух вещей. Во-первых, диапазоны значений точек могут быт перераспределены. Это имеет практическую ценность, когда цветовой канал не сбалансирован с другими. Если имеется цветовой дисбаланс, мы попытаемся определить, какой диапазон не сбалансирован, определить каким он должен быть, и, используя инструмент ``Кривые'' попытаемся отобразить один диапазон в другой. Этот подход будет детально развит в разделе 11.2.2.

Во-вторых, инструмент ``Кривые'' может быть использован для улучшения контраста там, где это наиболее необходимо. Часто изображение содержит предмет, который значительно более важен, чем все остальное изображение. В этом случае желательно придать этому предмету максимально возможный контраст и детальность. Из приведенных выше примеров видно, что инструмент ``Кривые'' можно использовать для улучшения контраста, однако заметьте, что улучшение контраста для одного диапазона значений одновременно приводит к потере контраста за пределами этого диапазона. Это ясно продемонстрировано на рисунках 11.11 (b) и 11.12 (b). К счастью, обычно мы стремимся к улучшению контраста предмета при одновременном обеднении контраста фона. Это заставляет взгляд зрителя перемещаться на ту часть изображения, которую мы хотим подчеркнуть. Идея увеличения контраста предмета будет развита в разделе 11.2.6.


next up previous
Next: 11.2.2 Коррекция цвета при Up: 11.2 Коррекция цветового сдвига Previous: 11.2 Коррекция цветового сдвига
Grigory Bakunov 2003-05-26